Восстановление (1945–1953 гг.)

После завершения военных действий на территории республики Белорусский государственный университет вернулся в Минск. С 16 октября 1944 г. начались занятия. В декабре была утверждена новая структура университета: ректорат, учебная часть, отдел кадров, бухгалтерия, библиотека, канцелярия, общежитие, деканаты и спецчасть. Кроме исторического, химического, биологического и географического, которые действовали в эвакуации, были созданы заочный факультет и факультет журналистики.

1947 lekc 
И.Г. Некрашевич читает лекцию студентам физмата. 1947 г. 

Возрождение университета происходило в сложных условиях ужасной разрухи. Минск был в руинах. Люди остались без приюта, не хватало одежды, обуви, продуктов питания. С большим трудом нашли здания для университета. Безусловно, они не были приспособлены для учебы, особенно естественных факультетов БГУ. В течение нескольких месяцев университет занимал половину здания физмата, четвертый этаж средней школы № 2 и бывшее здание педтехникума на ул. Витебской, 9. Несколько бараков было выделено под общежитие для студентов. Большинство помещений не отапливалось, не хватало мебели.

Первый послевоенный год для страны был очень тяжелым. Необходимо было найти средства на развитие новых отраслей производства, именно сюда направлялись основные человеческие и материальные ресурсы. Южные районы СССР (в их числе и часть Гомельской области) охватила засуха; в 1946 г. сохранялось нормированное обеспечение, хлебные карточки получили свыше 2,3 млн. человек. Минчанам, в том числе студентам и преподавателям БГУ, выдавали продукты по карточкам. Постепенно основным источником доходов жителей города становилась заработная плата.

В 1946 г. ее увеличили для работников ведущих отраслей промышленности, образования и науки. В марте этого же года было принято постановление СНК СССР «О повышении окладов работникам науки и об улучшении их материально-бытовых условий». В соответствии с ним оклады преподавателей университета колебались от 2300 до 6000 рублей в зависимости от должности и стажа работы. Кроме того, им выделялись продовольственные и промышленные товары на сумму от 1500 до 10 000 рублей. Для сравнения – колхозники лучших хозяйств в 1947 г. получали 3 рубля за трудодень. Именно это постановление стало документом, на основании которого ректор БГУ требовал от городских властей улучшения жилищных условий работникам университета. Академикам и профессорам, докторам наук должны были выделяться автомобили. В реальной жизни это не всегда выполнялось, но руководство страны заботилось о тех, кто готовил специалистов с высшим образованием. Безусловно, что авторитет профессора БГУ в обществе был весьма значителен.

1 vypusk 
Первый послевоенный выпуск 

В 1946 г. улучшилось положение низкооплачиваемых категорий городского населения, среди них были и студенты, которые получили так называемую «хлебную надбавку». Она была введена одновременно с повышением пайковых цен на хлеб в связи с подготовкой отмены карточной системы (декабрь 1947 г.). Нужно отметить, что деньги, которые преподаватели положили на сберегательные книжки до денежной реформы 1948 г., полностью не сохранились (обменивались на новые деньги 1:1 только вклады до 3000 рублей). Денежные знаки обменивались 10:1, зарплаты в несколько тысяч снизились до нескольких сотен. Были установлены единые цены (раньше по карточкам они были значительно ниже коммерческих). Теперь преподаватель БГУ не мог позволить себе докупить необходимое по коммерческой стоимости. Килограмм мяса на рынке в 1948 г. достигал 20 рублей, стоимость 1 л. молока – 5 рублей, 1 кг. картофеля – 50-60 копеек. Нужно было платить за жилье, за учебу детей не только в вузе, но и в старших классах школы.

Очень медленно решался жилищный вопрос, так как основные силы были брошены на строительство заводов, восстановление производственных структур. Определенные надежды на улучшение лабораторной базы, учебно-методического обеспечения, ускорение строительных работ появилось после того, как в1946 г. университет был передан в систему Министерства высшего образования СССР. Восстановление помещений БГУ было завершено до начала 1950 г. Активное участие в возрождении своей альма-матер принимали студенческие строительные отряды, лучшие из которых отмечались ректором. В помещении биофака размещались исторический, филологический, биологический (с 1950 г. – биолого-почвенный) факультеты, ректорат, библиотека, читальный зал, зоологический музей, клуб. Студенты химического, геологического (с 1950 г. – геолого-географического) факультетов и спецкафедр учились в здании химфака. Физико-математический факультет, типография и редакция газеты «За сталінскія кадры» размещалась в здании физфака. Нельзя не отметить и то, что одним из первых послевоенных решений руководства БГУ был приказ о возобновлении деятельности Историко-археологического музея. Директором был назначен Ф.М. Нечай, известный белорусский историк.

vup1947 
 Выпускники БГУ. 1947 г.

Существенные изменения происходили в учебном процессе. С 1944 г. для более быстрого обеспечения заведений страны педагогическими кадрами университеты, которые готовили специалистов гуманитарного направления, переходили на 4-летний срок обучения, но уже с 1947 г. вернулись к 5-летнему. В 1945 г. университет имел следующие факультеты: филологический, исторический, физико-математический, химический, географический, биологический и факультет журналистики (с 1946/47 учебного года – специальность на филологическом факультете). На первый курс было принято 420 человек, но количество выпускников между тем было небольшим. Так, первый послевоенный выпуск географов составил 9 человек. В 1947 г. на историческом факультете было открыто отделение философии по подготовке преподавателей логики и психологии.

В декабре 1945 г. началось обучение в аспирантуре БГУ. Открыты лаборатории лесохимии, торфохимии, аналитической химии, физиологии растений. В 1947 г. был создан Научно-исследовательский институт химии.

В БГУ работали 103 преподавателя, среди которых 23 профессора, 39 доцентов, 19 старших преподавателей, 10 преподавателей и 12 ассистентов. Некоторые из них готовили свои диссертации. Так, 26 апреля 1946 г. в Московском государственном университете защитил кандидатскую диссертацию старший преподаватель кафедры дифференциальных уравнений М.И. Минкевич. В течение 1946/47 учебного года в Ученом совете состоялась защита 30 диссертаций: 29 – кандидатских и 1 – докторской (доцента И.В. Гуторова). По специальностям защищенные диссертации распределились следующим образом: исторические науки – 7, химические, филологические – по 5, экономические – 4, физико-математические – 3, педагогические – 1.

Большое значение придавалось воспитательной и идеологической работе.

Был возобновлен выпуск газеты «За сталінскія кадры». Учебная и научная деятельность каждого факультета и кафедры ежегодно обсуждалась на заседаниях Ученого совета БГУ, партийных собраниях.

В условиях обострения международного противостояния возрастала напряженность внутри страны. Итоги сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина 1948 г., борьба с космополитизмом в конце 1940-х гг. и другие политические и идеологические кампании захлестнули все сферы жизни, в том числе образование и науку.

Многие выдающиеся ученые, отстаивая свои принципиальные научные позиции, потеряли работу, здоровье, а некоторые и жизнь. Деятельность университета связана с именами его ректоров. Заслугой Парфения Петровича Савицкого, который был на посту ректора с 1938 по 1946 г., стала не только организация работы БГУ на станции Сходня под Москвой в 1943 г., но и восстановление БГУ в Минске с 1944 г. П.П. Савицкий вынужден был жить и работать в сложных условиях. По многим позициям, в частности отстаивая деятельность первого ректора БГУ В.И. Пичеты, он не соглашался с догмами политической номенклатуры. Партийные и советские органы, собирая обвинение на В.И. Пичету, придавали особое значение не только работе университета, но и личности самого П.П. Савицкого, его научной позиции и полной перипетий жизни.

После предоставления П.П. Савицким в конце февраля 1945 г. в отдел школ ЦК КП(б)Б паспорта БГУ с характеристикой его первого ректора как выдающегося историка-слависта, основателя научной школы в Беларуси, а это не совпадало с установками партийных органов республики, университет сразу же попал в немилость ЦК КП(б)Б. Поэтому достоин уважения ректор П.П. Савицкий, который не отказался от своей оценки деятельности В.И. Пичеты. Об этом свидетельствует докладная записка заведующего отдела школ на имя секретаря ЦК КП(б)Б: «Савицкий ответил мне, что он считает неправильным такое отношение к Пичете, не согласился с моим заявлением о неправильности пункта о Пичете и, подписав в моем присутствии оставленный в отделе школ паспорт, ушел из ЦК.

Такое поведение руководителя крупнейшего научного центра республики надо считать недопустимым. Савицкий ориентируется на сомнительные научные кадры, игнорирует молодых советских ученых и противопоставляет свою политику в области науки политике ЦК КП(б)Б». Кстати, 11 июля 1947 г., уже после смерти первого ректора В.И. Пичеты, был издан приказ министра высшего образования СССР «Об установлении стипендий имени академика В.И. Пичеты в Московском университете и в Белорусском университете.

В декабре 1946 г. ректором БГУ был назначен Владимир Антонович Томашевич. В этой должности он плодотворно работал до 1 февраля 1949 г.

1949 lenin 
 Присвоение БГУ звания им. Ленина. 1949 г.

В июле 1949 г. ректором БГУ был избран Иван Савич Чимбург, который до войны возглавлял исторический факультет, заменив репрессированного В.К. Щербакова, и некоторое время исполнял обязанности ректора.

Фактически И.С. Чимбург вступил в эту должность только с 4 августа. Почти полгода университетом руководил заместитель по науке, историк А.П. Пьянков. За июнь 1949 г. сохранилось и несколько документов за подписью П.П. Савицкого. В заключение этого сложного и противоречивого периода в жизни страны и БГУ с 14 августа 1952 г. ректором был назначен доктор геолого-минералогических наук, профессор Константин Игнатович Лукашов.

В 1952–1953 гг. прошла реорганизация системы управления БГУ. Были созданы два научных совета: гуманитарных и естественных наук – при этом по-прежнему действовал общий Ученый совет. Был организован постоянно действующий орган – ректорат, который собирался ежемесячно для решения вопросов учебной и научной работы. В него входили ректор, проректоры, деканы, представители парторганизаций и профкома. На повестке дня также были и хозяйственные вопросы. Весьма важно было обеспечить студентов общежитиями и улучшить условия их проживания. В начале 1950 г. в общежитиях нуждались около 1770 студентов, из них 970 были обеспечены койко-местом, что неплохо даже и сейчас. Около 140 студентов жили на частных квартирах. Из них 30 человек получали в бухгалтерии по 25 рублей на оплату квартиры. Однако условия жизни в общежитиях оставались плохими. Жили по 25–30 человек в комнате, негде было готовить еду. Столовые не обеспечивали питанием. Возникла необходимость в строительстве современных общежитий. Знаменитую университетскую «копейку» стали возводить в апреле 1951 г.

В БГУ развертывались исследования по изучению природного богатства страны. В 1948 г. была организована комплексная экспедиция географического факультета для определения продуктивных сил Полесской низины (руководитель – И.С. Лупинович). В следующем году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Геоморфология южной части Минской возвышенности» О.Ф. Якушко. Кафедра аналитической химии провела экспедицию по ознакомлению с важнейшими источниками минерального сырья БССР.

За 1949 г. произошли значительные изменения в издательской деятельности. Вышло 9 выпусков «Вучоных запісак» 6 факультетов, 2 монографии, сборник статей к 30-летию БССР и сборник о В.Г. Белинском, а также изданы «Вучоныя запіскі» институтов химии и биологии, сборник студенческих научных работ.

Уже в 1948/49 учебном году университет смог организовать 14 новых лабораторий, 10 кабинетов, 2 музея (зоологический и минералогический). И с каждым следующим годом количество лабораторий и кабинетов значительно увеличивалось. Лаборатории были открыты на кафедрах неорганической и аналитической химии, физиологии растений, систематики растений, зоологии позвоночных и др. Начали работать кабинеты при кафедрах обществоведческих, исторических и филологических наук. Все это содействовало улучшению организации учебного процесса, повышению успеваемости студентов.

Научно-исследовательской работой в течение всего 1948 г. было охвачено 65,3 % профессорско-преподавательского состава университета. Цифра невысокая по современным меркам, но следует иметь в виду, что большое количество преподавателей работало на военной кафедре и кафедре физического воспитания, значительным было и число совместителей. До средины 195-х гг. БГУ остро ощущал нехватку кадров, прежде всего по математике, истории Беларуси, языкам, географии и геологии. Поэтому большое внимание уделялось подготовке кадров через аспирантуру.

Tamashevich
В.А. Томашевич

В 1948 г. было организовано Студенческое научное товарищество БГУ (СНТ). Оно объединяло разные кружки, разрабатывало тематику научно-исследовательской работы студентов, организовывало периодические конкурсы на лучшие работы, издание научных работ студентов, проводило научные экспедиции. Кафедра истории древнего времени организовала в 1949 г. поездку в Крым, где студенты участвовали в археологических раскопках. Молодежь с разных факультетов проходила производственную практику на Кавказе, в Москве и Ленинграде.

В скором времени количество членов общества достигло 148 человек. В его состав вошли ректор В.А. Томашевич, проректор по научной части М.Е. Макушок (он же был и председателем), доценты Ф.М. Нечай, Ф.И. Федоров и др. На каждом факультете создавались отделения СНО. К июлю 1948 года был подготовлен сборник научных студенческих работ. В 1950 г. более половины всех студентов БГУ участвовали в научных кружках. Лучшие доклады представлялись на студенческие научные конференции БГУ, которые проводились ежегодно. В 1950 г. на городской конкурс выдвинули 49 докладов, заслушанных на конференции.

percev 
 Профессор БГУ В.Н. Перцев подписывает Устав ООН

Насыщенной была общественная и культурная жизнь БГУ. В мае-июне 1945 г. делегация БССР участвовала в учреждении Организации Объединенных Наций. В состав делегации входили известный историк профессор В.Н. Перцев и будущий проректор БГУ по науке (с 1952 г.) Ф.П. Шмыгов. В 1947 г. начал действовать университетский клуб выходного дня, который устраивал встречи с белорусскими поэтами, писателями, артистами. В апреле 1947 г. университет посетил лауреат Сталинской премии писатель Максим Танк. Студия кинохроники подготовила ленту об этой встрече. В памяти многих поколений остались праздничные первомайские демонстрации. Важным событием того времени стало празднование 30-летия БГУ в октябре 1951 г. Таким образом была восстановлена инициатива В.И. Пичеты праздновать основание университета не 11 июля, а 30 октября. К юбилею в газете «За сталинские кадры» были напечатаны циклы статей «Из истории нашего университета» (краткий обзор истории БГУ), «Их воспитал университет» (краткие биографии Кондрата Крапивы, Петруся Бровки, Ивана Гуторова, Ивана Мележа и др.). Прошли юбилейные научные чтения, были выпущены юбилейные сборники «Ученых записок» и научных работ студентов. Состоялись конкурсы на лучшее стихотворение, спортивные соревнования, театральные постановки.

Традиционными стали мероприятия, посвященные различным юбилейным датам. В октябре 1952 г. в университете прошли праздничные мероприятия, научные сессии, приуроченные к 70-летию со дня рождения народного поэта Беларуси Якуба Коласа. Ученые и студенты выступили с докладами о его творчестве, белорусские писатели прочитали свои произведения, посвященные юбиляру. В кабинетах белорусского языка и литературы были организованы выставки, посвященные творчеству поэта, где можно было познакомиться с документами и материалами, связанными с жизнью и деятельностью народного поэта.

Интересной, активной и многогранной была студенческая жизнь. Проявлялась она в налаживании художественной самодеятельности, проведении спортивных мероприятий. Молодежь широко обсуждала общественно-политические события, открыто выражая свою точку зрения. Среди мероприятий, где студенты находили отдых от учебы, была художественная самодеятельность. Здесь, безусловно, сложились постоянные, серьезные традиции и коллективы: университетский хор (на республиканском конкурсе он занял первое место), драматическая группа, струнный и духовой оркестр, кружки (хореографический, художественного слова, вокальный). Большой простор для творческих способностей студентов открывал университетский театр: кто-то писал стихи, кто-то рисовал афиши и декорации, кто-то играл или сочинял музыку... До наших дней сохранились афиши и зарисовки сцены университетского театра того времени.

Жизнь не баловала студентов первого послевоенного десятилетия. Они испытали и лишения, и голод. Однако на спорт сил хватало. И это были как футбольные баталии возле общежития, так и участие в городских соревнованиях. В университете действовали спортивные секции гимнастики, волейбола, плавания и др. Спортсмены БГУ удерживали первенство по гимнастике и плаванию среди высших учебных заведений страны.

FaLang translation system by Faboba