С надеждами на лучшее (1954–1961 гг.)

Следующие восемь лет в истории БГУ, как и в истории всей страны, были очень богаты на события. Изменения в общественно-политической жизни СССР, которые происходили после смерти И.В. Сталина, не могли не затронуть все сферы деятельности университета, в том числе научную, учебную, общественную, политическую и др.

1 
Профессор Жидович М.А. со студенткой 3-го курса
филфака БГУ во время сбора диалектического материала
в Воложинском районе. 1954 г.

Своеобразным символом падения «железного занавеса» явилось проведение в Москве летом 1957 г. VI Всемирного фестиваля молодежи и студенчества, активное участие в котором приняли студенты, аспиранты и молодые преподаватели БГУ. На нем в качестве переводчиков с польского языка работали аспиранты нашего университета Я.С. Хвощевская, А.С. Клевченя, студент филфака З.С. Масловский. Команда мотоциклистов университета, которую возглавлял преподаватель кафедры истории КПСС В.А. Рябцевич, по приглашению Советского подготовительного комитета фестиваля приняла участие в мотопробеге университетов СССР, посвященном празднику юности. Пробег стартовал утром 26 июля 1957 г. из Минска.

2 
Студенты БГУ на целине. 1956 г. 

Продолжался обмен студентами и преподавателями между БГУ и высшими учебными заведениями зарубежных стран. В конце августа 1955 г. на учебу в ведущий вуз Беларуси приехала группа студентов из Польши, в 1956 г. – студент из Канады, в декабре 1958 г. университет посетила делегация английских студентов. В рамках плана культурного сотрудничества СССР и Польской Народной Республики в конце 1958 г. на 6-недельную стажировку в БГУ были приняты магистры Познанского университета, в будущем известные польские историки Станислав Касперчак и Станислав Александрович. В августе 1955 г. академики А.Н. Севченко, Т.Н. Годнев, Б.И. Степанов приняли участие в Международной конференции по мирному использованию ядерной энергии в Женеве; осенью 1956 г. ректор БГУ академик К.И. Лукашев участвовал в работе XX Международного геологического конгресса в Мексике, а академик И.С. Лупинович выступил с докладом на VI Всемирном конгрессе почвоведов в Париже. Летом 1955 г. был командирован на год в Корейскую Народно-Демократическую Республику доцент геолого-географического факультета БГУ В.А. Дементьев; в январе 1960 г. профессор М.Г. Ларченко и доцент Л.С. Абецедарский были приглашены в Варшавский университет для чтения лекций на отделении белорусской филологии.

4 
 Студенты БГУ на целине. 1957 г.

Целина! Это слово было на слуху у студенчества университета середины 1950-х гг., а потом, через пять лет, в обиход вошли новые слова и выражения, фамилии: «космос», «Юрий Гагарин» и др. Целинная эпопея породила много песен, о которых современная молодежь знает разве что по старым кинофильмам или по воспоминаниям дедушек и бабушек.

После того как 8 января 1955 г. в Минском окружном Доме офицеров состоялось собрание комсомольцев и молодежи Минска и Минской области, большое количество студентов выразило желание поехать в Казахстан на освоение целинных и залежных земель. Комсомольская организация БГУ на своем митинге решила послать на целину отряд численностью не менее 400 человек.

В сентябре 1956 г. состоялась встреча первой группы студентов минских вузов, принимавших участие в уборке урожая в Казахстане. Значительную часть среди них составляли студенты БГУ, которые с 28 июля работали в зерносовхозе имени М.В. Фрунзе. Сноп целинной пшеницы, который вручил проректору Г.А. Поветьеву секретарь комсомольской организации университета Е. Бабосов (сегодня Е.М. Бабосов – известный в стране ученый-социолог, академик НАН Беларуси), символизировал щедрый урожай, собранный с помощью студентов университета (41,6 тыс. т с 29 тыс. га).

По итогам 1957 года за участие в освоении целинных земель многие студенты получили государственные награды: значок «За освоение новых земель» – 100 студентов; медаль «За освоение целинных земель» – 20; Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ – 58; Почетную грамоту ЦК ЛКСМБ – 85.

Вспоминая 1954 г., нужно отметить, что он начинался с важных преобразований, которые сыграли положительную роль в дальнейшем развитии университета. Так, была ликвидирована неудачная ведомственная реорганизация 1953 г., в результате которой восемь ведомств, включая и Министерства высшего образования СССР, которому был подчинен БГУ, были объединены в Министерство культуры СССР. Для руководства высшим образованием в стране 9 марта 1954 г. было создано общесоюзное Министерство высшего образования СССР. Уже в декабре 1954 г. оно было преобразовано в союзно-республиканское, а в 1959 г. переименовано в Министерство высшего и среднего специального образования.

5
Группа иностранных студентов с
Е.  Барановским, студентом истфака БГУ. 1957 г.

Что представлял собой в то время БГУ? В составе университета было 6 факультетов: филологический с отделениями белорусского языка и литературы, русского языка и литературы, журналистики, логики, психологии и русского языка; исторический с отделениями истории и философии; биолого-почвенный с отделениями биологии и почвоведения; химический; геолого-географический с отделениями геологии и географии; физико-математический с отделениями физики и математики. Кроме того, на филологическом, историческом, геолого-географическом и физико-математическом факультетах действовали отделения заочного обучения. В университете насчитывалось 27 факультетских и 9 общеуниверситетских кафедр (основ марксизма-ленинизма, диамата и истмата, политэкономии, истории философии и логики, английского языка, немецкого и французского языков, педагогики и психологии, физвоспитания и спорта, спецподготовки). Работали 14 кабинетов, 15 лабораторий, 2 музея – зоологический и минералогический. Университет имел Ботанический сад, биостанцию «Красное Урочище» с отделением на оз. Нарочь, библиотеку и типографию. Приказом министра высшего образования СССР от 3 апреля 1954 г. для обеспечения издания учебников, учебных пособий и научных работ университета, а также и других высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений Беларуси при БГУ было создано «уставное издательство».

Вторым важным мероприятием организационного характера стала реорганизация Минского юридического института в юридический факультет БГУ. Это произошло в соответствии с приказом МВО СССР от 7 октября 1954 г. К 27 ранее существовавшим кафедрам университета были присоединены 5 кафедр новосозданного факультета: теории и истории государства и права; советского государства и права; гражданского права и процесса; советского уголовного процесса; советского уголовного права.

Заканчивался 1954 год. Подводя его итоги, многотиражка университета «За сталинские кадры» (с 23 июня 1955 г. газета стала выходить под названием «Белорусский университет») отмечала, что в БГУ на дневном отделении учатся 3536 студентов, на заочном – 2538; на 46 кафедрах работают 298 научных сотрудников, в том числе: 24 доктора и профессора, 68 доцентов, 115 кандидатов наук; в аспирантуре обучаются 139 человек. В 1955 г. докторский корпус университета получил пополнение: защитили диссертации в области филологических наук С.И. Карабан, М.Г. Ларченко, биологических наук – И.Н. Сержанин, химических наук – Г.Л. Старобинец. Руководство БГУ во главе с ректором и его заместителями по научной работе (доцент Ф.П. Шмыгов), по учебной работе (профессор Е.К. Азаренко), по административно-хозяйственной работе (А.С. Зюба), по заочному отделению (А.С. Акинчиц), ректорат, общий Ученый совет и созданные в 1952-1953 гг. два так называемых «малых ученых совета» уделяли большое внимание развитию научных исследований. В университете был разработан и представлен в АН СССР план научно-исследовательских работ по теоретической и ядерной физике, по использованию ядерных излучений и изотопов в науке, промышленности и сельском хозяйстве.

Лидерами научных исследований выступали заведующие кафедрами профессора Б.И. Степанов (спектрального анализа), А.Н. Севченко (физической оптики), Т.Н. Годнев (физиологии растений), Г.Г. Винберг (зоологии), Б.В. Ерофеев (катализа), К.И. Лукашев (геохимии и полезных ископаемых), А.Д. Мышкис (дифференциальных уравнений) и др.

Университет наладил прочное творческое сотрудничество с ведущими заводами столицы Беларуси – МТЗ, МАЗ, велозаводом, радиозаводом и др. Результаты своей научной работы кафедры университета внедряли в производство, несмотря на нехватку оборудования лабораторий, отсутствие необходимого количества последних, трудности бытовых условий работников БГУ.

Особенно богатым на события в области общественной, научной жизни БГУ, как и всей страны, стал 1956 год. Состоялся XX съезд КПСС, было принято известное постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его результатов». Университет отметил 35-летие со дня основания. Профессора БГУ М.А. Эльяшевич, В.И. Крылов, А.В. Лыков, Н.Н. Сирота, М.П. Томин, Н.П. Еругин были избраны академиками АН БССР. Вице-президентом АН БССР стал ректор БГУ академик К.И. Лукашев.

6
Ученый совет БГУ. 1957 г.

Подводя итоги 35-летней деятельности БГУ, ректор К.И. Лукашев подчеркивал, что университет является не только первым вузом республики, но и базой для создания ряда самостоятельных высших учебных и научно-исследовательских учреждений. За годы своей деятельности университет подготовил 12 тыс. квалифицированных специалистов по различным отраслям знаний, вырастил значительное количество научных кадров. Ректор отмечал, что учеными университета проведены важные исследования природных богатств, флоры и фауны Беларуси, внесен ценный вклад в изучение истории, этнографии, литературы и языка белорусского народа, начаты комплексные исследования в области физики полупроводников и диэлектриков, фотосинтеза растений и по другим важным проблемам естественных и гуманитарных наук.

«Основная задача, которая сегодня стоит перед университетским коллективом, – говорил К.И. Лукашев, – дальнейшее улучшение подготовки специалистов с учетом потребностей жизни. Ученым в этой связи необходимо ежедневно повышать качество лекций, семинарских и лабораторных занятий, прививать студентам навыки самостоятельной работы, безжалостно изживая методы школярства, догматизма в практике преподавания той или иной науки».

Своеобразным показателем перемен в сторону демократизации общественной жизни университета явилось общее собрание партийной организации БГУ, которое состоялось 17 декабря 1956 г. Оно было посвящено «некоторым вопросам идеологической работы и задачам парторганизации БГУ имени В.И. Ленина». С основным докладом на собрании выступил секретарь ЦК КПБ Т.С. Горбунов. Докладчик обратил внимание на необходимость усиления идеологической борьбы против буржуазной идеологии; он призвал рассматривать решения XX съезда КПСС не только как борьбу с преодолением культа личности, но и как «программу дальнейшего развития нашего общества к коммунизму». Затем секретарь ЦК подверг резкой критике напечатанную 17 ноября 1956 г. в газете «Литература и искусство» дискуссионную статью заведующего кафедрой БГУ профессора М.Г. Ларченко «Некоторые вопросы белорусской литературы», в которой автор обратил внимание на необходимость объективного изучения творчества некоторых белорусских писателей, а также пересмотра существовавших в белорусской историографии оценок газеты «Наша нива».

После такого доклада секретаря ЦК раньше неизбежно делались оргвыводы, а сейчас этого не случилось. Более того, коллеги М.Г. Ларченко взяли его под защиту, не согласившись с необъективными, по их мнению, оценками, содержавшимися в докладе «главного идеолога Беларуси». Так, заведующий кафедрой Ф.П. Шмыгов подчеркнул, что «тов. Ларченко абсолютно справедливо поставил в своей статье вопрос о необходимости тщательного изучения прошлого в белорусской культуре и литературе для того, чтобы правильно подойти к оценке творчества белорусских писателей, оторвать реакционное от прогрессивного, передового и взять это прогрессивное на наше вооружение». Его поддержал и профессор И.Н. Лущицкий, который подчеркнул, что «нет оснований для обвинения тов. Ларченко в буржуазном национализме». В своем заключительном слове Т.С. Горбунов вынужден был признать, «что он не считает тов. Ларченко националистом».

Sauchanka
А.Н. Севченко

Демократизация не могла не затронуть и студенчества. Молодые люди хотели больше знать о том, как живут их сверстники за рубежом; они хотели принимать участие в дискуссиях по острым вопросам литературы, политики, идеологии. «Надо больше и лучше разъяснять студентам волнующие их вопросы, – говорил, выступая на собрании парторганизации БГУ 3 января 1957 г., студент 5-го курса исторического факультета В. Солошенко, в будущем доктор исторических наук, профессор. – Почему отменили диспут по роману Дудинцева? Раз уж его назначили, то нужно было бы довести дело до конца; у нас хватило бы сил, чтобы объяснить студентам неправильность и вредоносность этого. А я не за то, чтобы сейчас вытаскивать эту книгу и дискутировать по ней. Я за то, чтобы не прятаться от острых вопросов».

С общественно-политическими событиями, которые проходили в стране, совпали и организационные преобразования в университете. В связи с избранием К.И. Лукашева вице-президентом АН БССР встал вопрос о новом ректоре. На эту должность решением Бюро ЦК КПБ от 9 апреля 1957 г. был утвержден А.Н. Севченко. Он, как отмечают современные исследователи, знал университет и его жизнь, имел полное представление о делах, событиях, возглавляя кафедру физической оптики. Своеобразным ректорским «кредо» А.Н. Севченко стало выступление на одном из заседаний Ученого совета БГУ, где он заявил следующее: «Надо готовить молодые кадры, которые могли бы творить и делать великие открытия». Что касается задач, которые прежде всего должен был решать университет, то они, по мнению ректора, заключались в подготовке ученых, «которые могут развивать науку».

Однако подготовка высококвалифицированных ученых была невозможной без надлежащих условий. Требовались новые помещения для занятий, лаборатории, общежития для проживания студентов, квартиры для профессорско-преподавательского состава и др. Учитывая все это, 21 мая 1957 г. правительство республики приняло постановление о строительстве в 1957–1959 гг. главного корпуса университета; потом это постановление было дополнено новым документом, который предусматривал и постройку общежития на 800 мест, жилого дома для работников БГУ, студенческой столовой. Фундамент нового главного корпуса университета был заложен 2 июля 1958 г. Проект разработали архитекторы М. Бакланов и А. Духан.

Активное участие в строительстве университетских объектов принимали студенты, которые на протяжении 1958–1959 гг. работали группами по 50-100 человек. Уже в конце 1960 г. было введено в эксплуатацию общежитие на 831 место на ул. Димитрова. К 40-летию БГУ, несмотря на сложности, было закончено строительство и главного корпуса.

Успехи советской науки в освоении космоса способствовали активизации исследований в этой области. Запуск искусственного спутника, который состоялся 4 октября 1957 г., ученые университета расценивали как очень важное и перспективное событие. «Первый искусственный спутник и последующие, – подчеркивал профессор БГУ Б.И. Степанов, – будут иметь самое непосредственное научное значение прежде всего для изучения верхних слоев атмосферы... Процессы, происходящие в них, создают условия для распространения радиоволн, определяют метеорологические явления. Атмосферу Земли необходимо знать – она определяет основные условия жизни человека». Вскоре в БГУ была создана визуально-оптическая станция по наблюдению за искусственными спутниками Земли. А когда 12 апреля 1961 г. пришло сообщение о запуске космического корабля с человеком на борту, почти все студенты и преподаватели университета вышли на импровизированный митинг.

7
Студенты БГУ на раскопках. 1958 г.

В конце 1950-х гг. продолжалось совершенствование структуры университета, создавались новые факультеты, кафедры, лаборатории, институты. Так, в связи с увеличением контингента студентов физико-математического факультета последний был разделен в соответствии с приказом министра высшего образования СССР от 3 октября 1958 г. на физический и математический. В этом же году был создан вечерний факультет (с 1960 г. – вечернее отделение). Биолого-почвенный и геолого-географический факультеты 3 июня 1959 г. были преобразованы в биологический и географический. В сентябре 1960 г. на географическом факультете начала свою деятельность кафедра почвоведения и геологии, которую возглавил недавно избранный академиком Академии сельскохозяйственных наук БССР профессор А.Г. Медведев; в следующем месяце на историческом факультете начал действовать Историко-археологический музей. В 1961 г. были созданы кафедры высшей математики и математической физики (заведующий профессор А.X. Турецкий), физической географии зарубежных стран (заведующий профессор В.Г. Заврыев), ядерной физики и применения атомной энергии (заведующий доцент А.Н. Писаревский); на базе кафедры общей и экспериментальной физики создана кафедра общей физики.

Университет вносил весомый вклад в подготовку кадров для экономически слаборазвитых, колониальных и зависимых стран. С этой целью на основании решения Совета Министров БССР от 17 ноября 1961 г. в БГУ был создан подготовительный факультет.

Накануне 40-летия БГУ, которое широко отмечалось в стране, большая группа преподавателей университета была отмечена высокими государственными наградами. Орден Ленина получили ректор А.Н. Севченко, заведующие кафедрами Н.Ф. Ермоленко, И.Г. Некрашевич, профессор Т.Н. Годнев; орден Трудового Красного Знамени – проректор А.Я. Малышев, заведующие кафедрами Б.И. Степанов и В.И. Степанов; орден «Знак Почета» – деканы факультетов В.Г. Ивашин, Д.А. Супруненко, заведующие кафедрами Г.В. Булацкий, И.Н. Лущицкий, М.М. Павлюченко, Ф.П. Шмыгов. Медалью «За трудовую доблесть» были награждены деканы факультетов М.Г. Ларченко, П.3. Савочкин, заведующий кафедрой Л.С. Абецедарский; медалью «За трудовое отличие» – проректор Г.А. Поветьев, деканы факультетов И.Г. Тищенко, И.И. Трухан, заведующие кафедрами М.И. Жиркевич, В.А. Томашевич.

В сообщении многотиражки «Белорусский университет» о торжествах, посвященных 40-летию БГУ, отмечалось, что, «несмотря на осень, кажется, идет сама Весна. Это молодежь с ее жизнерадостностью, бодростью ... Шагает молодежь под развернутыми красными флагами, шагает в жизнь...».

FaLang translation system by Faboba