Преподаватели и студенты БГУ в советском тылу
Преподаватели и студенты БГУ не только мужественно сражались с врагом на фронтах, в партизанских отрядах, в антифашистском подполье, но и приближали Победу своим самоотверженным трудом в советском тылу. Сконцентрированный в БГУ большой научный потенциал был направлен в первую очередь на решение проблем, связанных с войной, фронтом.
Академики и профессора, преподаватели и лаборанты – все желали направить свою профессиональную деятельность на повышение обороноспособности страны: разрабатывали новые виды вооружения, занимались усовершенствованием пушек, самолётов, танков, изучали и запускали в массовое производство новые минеральные и лекарственные виды сырья, работали над интенсификацией технологических процессов в промышленности и сельском хозяйстве.
Т. Н. Годнев |
Некоторые из сотрудников университета смогли эвакуироваться в советский тыл. Так, например, профессор Т. Н. Годнев возглавлял кафедру растений в Свердловском сельскохозяйственном институте. Его научная деятельность в дни войны была направлена на поиски дополнительных ресурсов питания, на повышение продуктивности растений. Кроме того, он работал над проблемой влияния бора, марганца, меди на рост, развитие и выход каучука из кок-сагыза. Благодаря исследованиям Т. Н. Годнева увеличилось производство этого сырья, очень важного для нужд войны.
Выпускник физико-математического факультета БГУ 1932 г. А. Н. Севченко, будущий академик АН БССР и ректор БГУ в 1957 – 1972 гг., профессор и заведующий кафедрой атомной и молекулярной физики БГУ, работал в Ленинградском государственном оптическом институте. Благодаря его усилиям были решены проблемы создания единой светомаскировки гражданских и военных объектов, а также усовершенствована система люминесцентного освещения шкал военных оптических приборов. А. Н. Севченко уже в 1943 г. был награждён медалью «За трудовую доблесть», позже – «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», а в 1971 г. стал героем Социалистического Труда.
А. Н. Севченко |
Доцент М. М. Павлюченко, который с 1938 работал заведующим кафедрой физической и коллоидной химии БГУ, находясь в Казани, возглавлял научно-исследовательскую лабораторию, в которой решались вопросы укрепления обороноспособности нашей Родины.
Профессор Н. Ф. Ермоленко, который ещё до войны работал заведующим кафедрой коллоидной химии БГУ, продолжал преподавательскую деятельность в Сталинградском медицинском институте (1941-1942) и в Ташкентском текстильном институте (1943), проводил исследования по очистке бензина с помощью глин и бокситов. В 1947 г. он избран академиком АН БССР.
Ряд комплексных геолого-морфологических исследований в Западной Сибири, Казахстане и на Урале доцента БГУ В. А. Дементьева позволил значительно расширить сырьевую базу советской промышленности. Группа геологов занималась разведкой полезных ископаемых в 1943 – 1945 гг. под руководством директора Института геологии и гидрологии АН БССР, заведующего кафедрой геологии БГУ А. М. Жирмундского.
Бывший аспирант, а потом начальник учебной части, заведующий аспирантурой, проректор БГУ А. Я. Малышев в годы войны работал начальником геологоразведочных партий комбината «Миассзолото» в Челябинской области.
Ю. А. Вейс |
Профессор БГУ, академик Ю. А. Вейс в первые дни войны эвакуировался в Воронеж, где возглавил кафедру механизации сельского хозяйства в местном сельскохозяйственном институте. Он разработал новую модель зерноуборочного комбайна, которая значительно уменьшала потребность в живой рабочей силе, что было очень важно во время большого её недостатка в советском тылу. Перед тем, как враги оккупировали Воронеж, Ю. А. Вейс эвакуировался на Урал и продолжал свои исследования в Свердловском институте.
Профессор М. М. Смирнов работал над решением проблем развития и размещения предприятий пищевой промышленности. Доцент И. М. Ильюшин заведовал кафедрой Ташкентского финансово-экономического института. Преподаватель философии В. И. Степанов занимал должность доцента в Сталинградском педагогическом институте. Н. Е. Рогозин во время войны возглавлял кафедру, а потом был деканом географического факультета Новосибирского педагогического института, военкомом госпиталя, с 1961 г. работал в БГУ, был проректором по научной работе, являлся заведующим кафедрой экономической географии.
Г. М. Лившиц |
Кандидат исторических наук, доцент Г. М. Лившиц преподавал в Кзыл-Ордынском педагогическом институте, участвовал в строительстве городского канала. Он получил благодарность Президиума Верховного Совета Казахской ССР по случаю введения канала в строй.
Ректор университета П. П. Савицкий до января 1943 г. работал директором Нижнетагильского педагогического института, а проректор Л. М. Шнеерсон и в эвакуации был его заместителем.
В марте 1942 г. в Казани на первой за годы войны сессии АН БССР с научным докладом «Фашизм и средневековье» выступил профессор В. Н. Перцев, который работал сначала в Курском, а потом в Удмуртском педагогических институтах. На второй сессии АН БССР в Ташкенте в ноябре 1942 г. профессора, академики АН БССР В. Н. Перцев и Т. Н. Годнев докладывали об итогах научно-исследовательской работы белорусских ученых-естествоведов и гуманитариев в условиях войны.
Избранный академиком-секретарём Отделения общественных наук АН БССР В. Н. Перцев особенно большое внимание уделял активизации работы Отделения по истории Беларуси, укреплению антифашистской пропаганды. Об этом шла речь в докладной записке, направленной 1 ноября 1943 г. в высший партийный орган республики.
В. Н. Перцев |
Первый ректор БГУ профессор В. И. Пичета, работавший з 1937 г. заведующим сектором славяноведения Института истории АН СССР, выступил в печати со статьями «История Белоруссии в советской историографии», «Создание Польского государства», «Борьба русского народа со шведско-немецкой агрессией в ХІІ– ХІІІ вв.», «Борьба славян с немецкой агрессией в Х–ХІ вв.».
В письме Т. С. Горбунова на имя секретаря ЦК КП(б)Б, написанным 3 декабря 1942 г. из Ташкента, ученый сообщал по поводу подготовки монографии «История Белоруссии». В частности он писал: «При свете современных событий, на мой взгляд, в книге должны быть произведены следующие основные изменения: 1) усилить первоначальную общность славян; 2) поставить борьбу с германцами в связь с общеславянской борьбой и борьбой русского народа; 3) показать, что Белоруссия – авангард русского народа в борьбе против интервентов; 4) ослабить антипольский характер веков XVI–XVIII; 5) отметить более значительно борьбу за православие, как борьбу за народность, культуру, язык; 6) отметить более подробно культурные связи России и Белоруссии; 7) подчеркнуть отчетливее, что Киевская Русь продолжала свое политическое развитие в составе Великого княжества Литовского».
В. И. Пичета принимал активное участие в работе Отделения общественных наук АН БССР, неоднократно высказывал озабоченность по поводу снижения его авторитета.
Бывшие студенты и студентки БГУ в годы войны стали учителями, директорами школ, комсомольскими, профсоюзными и партийными работниками. Педагогические коллективы школ в советском тылу возглавляли филолог Л. И. Фигловская, историк М. П. Баранова, географ И. И. Трухан и др. Преподаватель универститета М. И. Жиркевич, работая в Сибири, написал учебник для средней школы «Граматыка беларускай мовы».
Каждый на своём месте приближал как мог День Победы.