СА СТЭНАГРАМЫ ГУТАРКI З ДАЦЭНТАМ БДУ І. В. ГУТАРАВЫМ
10 лютага 1943 г.
Родился в 1906 г. в д. Волковке Могилевской области Белорусской ССР. Родители – крестьяне, умерли до революции. Сам я при советской власти воспитывался и учился на полном государственном иждивении, т. е. в детских домах. Среднее образование получил в Леменской опытно-показательной школе-коммуне им. Ленина около Черикова. Ее организовал брат старого большевика Лепешинского, Модест Николаевич Лепешинский. Высшее образование получил в Белорусском государственном университете по факультету литературы и языка. После окончания университета работал в Могилевском политико-просветительном и педагогическом институтах.
Затем окончил вузовскую аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию в Московском институте истории, философии и литературы. Благодаря заботе Советской власти и Коммунистической партии я из бывшего беспризорника стал ученым секретарем Академии наук Белорусской ССР, доцентом Белорусского государственного университета.
Немецкие варвары разбомбили Университетский городок, где я читал лекции, сожгли главный корпус Академии наук, где я занимался научно-исследовательской работой. Я ушел добровольцем в Красную Армию. До этого военным я никогда не был, стрелять умел только из централки, стрелял я, правда, метко, как опытный охотник.
Меня назначили старшим инструктором политотдела 287 с. п. по работе среди войск противника и населения. На эту должность трудно было найти людей, потому что нужно было знать иностранный язык.
Выполняя очередные специальные задания Красной Армии по своей политотдельской должности, я в октябре месяце 1941 г. потерял связь с действующей армией и переключился на партизанскую войну в Брянских лесах.
Совместно с подпольным партактивом Выгоничского, Почепского и Жирятинского районов я организовал три партизанских отряда. Но так как оружия вначале не было, приходилось и самому быть автоматчиком. У меня оружие было еще из Красной Армии. Был комиссаром отряда сначала им. Щорса, потом крупного воинского партизанского отряда им. Ворошилова № 1. Последняя должность – начальник агитации и пропаганды Партизанского края.
Партизанский наш край огромный, охватывает территорию от Брянска до Путивля, от Севска до Красного Рога. В него входят: Брянские леса, Рамасухские, Клетнянские, Дятьковские, Хинельские.
Отрядов в Партизанском крае очень много. Состав их: местный партийный и советский актив, колхозники и рабочие и очень много военнослужащих, попавших в тактическое окружение из 13, 20, 50 и 3-й армий. Военная техника у нас превосходная, по-моему, нигде нет такой. Есть свои танки и прочая современная техника.
Сначала наши отряды были раздробленными. Затем возникли районные штабы, объединяющие собой партизанские отряды, действующие в определенном районе – Выгоничском, Навлинском, Трубчевском, Суземском, Севском, Комариченском и т. д. Затем, когда была установлена связь с Родиной, возник объединенный штаб партизанских отрядов юго-западных районов Орловской области. Это было в мае месяце 1942 г. Через несколько месяцев командир моего отряда стал заместителем командира объединенных отрядов, а я пошел по линии пропаганды и агитации. С 23 августа 1942 г. уже существует так называемый Партизанский край, когда была первая партизанская конференция у нас там в лесу.
В нашем Партизанском крае в тылу у немцев были созданы сельсоветы, райисполкомы. В некоторых местах, где был инвентарь и тягловая сила, были восстановлены колхозы. Работали: скипидарный завод для горючего, создали артели, которые обрабатывали кожу для обуви, были организованы самые разнообразные мастерские…
НА РБ. Ф. 750. Воп. 1. Спр. 125. Л. 15–15 адв. Машынапіс.