Пролог (1919–1920 гг.)

Белорусская государственность прошла долгий путь становления. В конце ХIХ в. на волне модернистских течений значительно активизировалась белорусское национальное движение. В 10-ые годы ХХ в., в рамках революционных событий зашатались устои Российской империи. Это привело к созданию Белорусской республики в составе СССР. В последствии через 70 лет после распада СССР было сформировано суверенное белорусское государство.

В составе СССР наша республика смогла развивать и закреплять белорусскую ментальность на нашей земле: язык, культуру, образование, науку. Во главе того движения стояли представители белорусской интеллигенции: ученые, писатели, общественные деятели, которые понимали необходимость сохранения белорусской истории и культуры.

В начале 20-столетия при формировании белорусского государства одним из первых вопросов встал вопрос создания собственного собственной науки, образования и белорусского университета, как центра формирования белорусской интеллектуальной элиты.

Государство не может существовать без знания собственной истории, без своей культуры, языка, образования, науки. Наша земля имеет глубокие традиции в сфере образования и культуры. Здесь творили Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Франциск Скорина, Сымон Будный, Василь Тяпинский и многие другие просветители европейского уровня. Многие уроженцы наших земель стали известны во всем мире.

На протяжении истории белорусских земель становление белорусского государства шло вместе с реализацией идеи создания белорусского университета.

Белорусский государственный университет начал отсчет своей деятельности с 30 октября 1921 г. Это стало знаменательным событием в истории белорусского народа. В культуру, во все отрасли общественной жизни, в политическое окружение стали приходить новые люди, отмеченные отличительной чертой воспитанников университета.

История университетского образования начинается с глубин Средневековья. Университет как своеобразная корпорация интеллектуалов был утвержден временем расширенных деловых и культурных контактов, возросшей ценностью результатов умственной деятельности. Примечательно, что с развитием европейского общества университет становился настоящим индикатором цивилизованности, отражал уровень современных требований, приобрел возможность прокладывать пути в будущее.

Почти два века на просторах Российской империи медленно, но неуклонно устанавливалась система высшей школы. И Беларусь после включения ее в состав империи оказалось в сфере действия этой системы.

Но ни в XIX в., ни в начале XX в. так и не был создан университет, вокруг которого естественно могло бы сложиться университетское пространство со всеми его образовательными, культурными, гуманистическими характеристиками. Существование новой сословной группировки на территориях, и без того неспокойных, могло привести к непредсказуемым результатам.

Университетские корпорации Вильно и Варшавы тому были доказательством.

И не удивительно, что знаменитый почти на всю Европу Виленский университет уже в 1832 г. был закрыт в условиях подавления восстания. Такая же участь постигла и Варшавский университет, к которому стремилась молодежь из Беларуси (позже указом Александра II от 8 июня 1869 г. он был восстановлен, но приобрел статус «императорского», а значит, находился под особым контролем власти).

После закрытия Виленского университета в 1832 г. белорусские губернии оказались лишенными собственного учреждения высшего образования. Тем не менее, в XIX – начале XX в. белорусские земли выделялись своей «уникальностью» среди прочих регионов империи и местные власти постоянно ходатайствовали перед Санкт-Петербургом об открытии университета. Имперское власти в результате необходимости модернизации крепостной деревни пошли навстречу белорусам: было решено придать Горы-Горецкой земледельческой школе (начала работу в 1840 г.) статус института с правами университета. Согласно уставу института, утвержденного российским императором Николаем I 30 июня 1848 г., основной целью нового учебного заведения являлась подготовка высококвалифицированных агрономов. В результате революционных настроений и восстаний в 1863 г. и это учебное заведение прекратило свою работу в Беларуси, будучи переведено в Санкт-Петербург.

Неоднократные попытки попросить или даже потребовать от властей дать разрешение на его организацию оказались безуспешными. Однако процесс формирования белорусской нации постоянно ставил на повестку дня вопрос создания своего – белорусского университета.

В политике царского правительства в сфере образования на белорусских землях можно выделить в этот период два основных направления.

Во-первых, это создание учительских институтов, которые не являлись высшими учебными заведениями, но давали возможность властям частично компенсировать нехватку учителей в государственных и частных учебных заведениях начального уровня. В 1873 и 1875 гг. в Вильно были образованы еврейский и христианский учительские институты. На территории же современной Беларуси аналогичные заведения появились только накануне Первой мировой войны – в Витебске (1910), Могилеве (1913) и Минске (1914).

Срок обучения в учительских институтах составлял три года. Содержались они за счет государства и общественных средств (земств и городских дум). Учащиеся должны были освоить ряд общеобразовательных предметов из программы старших классов гимназии (например, закон Божий, русский, церковнославянский, французский и немецкий языки, математику, историю, географию и др.), а также постичь общую педагогику, психологию, методику преподавания и др.

Во-вторых, это открытие 9 ноября 1911 г. в Витебске отделения Московского археологического института (такие отделения уже работали в Смоленске и Калуге). К учебе приступили 90 юношей (в 1918 г. количество студентов возросло до 428). Изначально в витебском отделении было два факультета – археологический и археографический. В 1917 г. открылся факультет истории искусств. На отделение принимались лица с гимназическим и даже университетским образованием, но дипломы (ученый-архивист, ученый-археолог, ученый-искусствовед) дополнительных прав не предоставляли. Воспитанники института устраивались на работу в белорусские архивы, музеи и библиотеки, пытались развернуть краеведческую деятельность, проводить археологические и этнографические экспедиции.

Решение царского правительства позволяло надеяться, что и иные высшие учебные заведения империи с течением времени откроют в «Северо-Западном крае» свои отделения, а затем и университет. Однако эти ожидания перечеркнула Первая мировая война.

Dovnar zapolski 
 М. В. Довнар-Запольский

Жизнь настоятельно требовала образованных людей, специалистов нового уровня знаний, новой ментальности. Поэтому в конце XIX в. власти вынуждены были все чаще обращаться к вопросам просвещения, науки, обсуждать планы создания новых учебных заведений, в том числе и университетов. До этого правительство подталкивали обращения губернских и городских сообществ. Под влиянием настроений 60-х гг. XIX в., когда слабели узы крепостничества, витебское дворянство подняло вопрос о необходимости открытия университета в белорусских губерниях. Но даже обращение к царю со стороны министра просвещения осталось без внимания. И в начале XX в. положительно решить наболевший вопрос не удалось, хотя местные власти решительно уверяли, что университет станет «прочным оплотом русского начала против иноплеменного влияния». Однако царские власти не решились пойти на открытие университета в Северо-Западном краю, ведь это могло вызвать повышенную общественную активность, новую волну национально-политической борьбы. Именно к такому выводу пришла в 1906—1907 гг. специальная комиссия Министерства просвещения. Попытки со стороны местного руководства Смоленска, Минска, Витебска убедить в обратном, в том, что университет станет «могучим рассадником русской культуры на Белоруссию...», вновь были отвергнуты.

И только революционные события 1917 г. еще раз подняли важный вопрос, хотя Временное правительство А. Керенского смогло только коснуться его. Новый импульс идее создания белорусского университета был придан на Всебелорусском съезде в конце 1917 г. Над университетским проектом стали работать известные ученые-гуманитарии, получившие образование и сформировавшиеся как ученые в Москве и Петербурге. Главная роль принадлежала историку М. В. Довнар-Запольскому и филологу и этнографу Е. Ф. Карскому. Известно, что Ефим Федорович во время своего выступления на Всебелорусском съезде акцентировал внимание представителей различных кругов белорусского общества, потрясенных революционными событиями, на необходимость быстрого создания своего национального университета. Его проект устава Белорусского университета был напечатан в газете «Вольная Беларусь». Однако в условиях, когда Беларусь была оккупирована кайзеровской Германией, расчеты на реализацию университетских планов стали эфемерными. Не мог быть реализован и план большевиков о закреплении в 1918 г. за Беларусью эвакуированного Юрьевского университета и переводе его в один из не занятых немцами городов — Витебск или Смоленск. Усилиями Белорусского национального комиссариата в Москве был создан Белорусский народный университет, который лишь условно можно было назвать классическим университетом.

Тем не менее первоначальная подготовительная работа, проведенная инициаторами создания университета, не могла остаться безрезультатной. Нельзя было оставлять без внимания стремление народов бывшей Российской империи к реализации своих национальных задач. Этому в полной мере соответствовала деятельность университетов с их особым образовательным и общекультурным пространством, с их огромными возможностями воздействия буквально на все сферы социальной жизни, политику и мировоззрение.

25 февраля 1919 г. Декрет об открытии БГУ 

Декрет об открытии БГУ.
25 февраля 1919 г.

Одним из первых правительственных постановлений Социалистической Советской Республики Белоруссии стал декрет от 25 февраля 1919 г., которым Центральный Исполнительный Комитет новой белорусской государственности наметил конкретные меры по созданию в Минске университета. Были выделены деньги (1 млн. руб.) и сформирована специальная комиссия при Губернском комиссариате народного просвещения под руководством Е. Ф. Карского (в ее состав вошли А. Г. Червяков, В. М. Ивановский, С. Д. Каминский, М. Я. Фрумкина и др.). Буквально за два месяца комиссия организовала подготовительные курсы для желающих поступить в университет. Наряду с другими преподавателями, занятия вел и Е. Ф. Карский. По сложившейся мировой практике именно эту дату, то есть юридическое основание высшего учебного заведения, несмотря на все последующие перипетии, следует считать Днем основания БГУ.

Дело создания Белорусского университета из-за обстоятельств скорее всего политического характера центральные органы власти сочли за лучшее держать под непосредственным контролем. При Народном комиссариате просвещения РСФСР была образована еще и Московская комиссия.

Одна из главных задач требовала положительного решения: найти в разрушенном революционными событиями, а потом кайзеровской и польской оккупацией Минске больше-менее подходящие здания и помещения. Их нужно было также приспособить для университетских нужд. 3 точки зрения юридических обстоятельств препятствий для Советской власти не было — все ее действия обосновывались задачами строительства нового общества и воспитания людей нового закала. Поэтому нужные здания просто передавались университету.

M komissia 
Члены Московской комиссии содействия созданию БГУ. 1920 г.

Так, уже 10 марта 1919 г. на заседании Минской комиссии по организации БГУ было решено передать университету здание бывшего коммерческого училища, в котором размещались военные курсы Западной дивизии. В скором времени под университет отвели помещение бывшей мужской гимназии на углу улиц Губернаторской и Подгорной, здания духовной семинарии на Александровской улице, бывшего женского духовного училища на углу улиц Широкой и Михайловской, бывшего военного госпиталя, губернской земской больницы, реального училища Хайкина, гимназии Фальковича и др.

Но только в 1921 г. специальным постановлением президиума ЦИК Белоруссии (от 18 апреля) был официально утвержден список зданий, переходивших в пользование БГУ. Отметим, что одновременно университет получил в свое распоряжение земли, прилегающие к этим зданиям, инвентарь и т. д. Все организации, которые до сих пор там располагались, должны были до 1 июля уехать и передать университету свои площади. Кроме ранее перечисленных зданий в списке были помещения фабрики «Виктория», еврейской больницы, Русского собрания, хозяйство «Лошица» с фольварками «Затишье», «Дубрава», «Прилуки», лесная дача Ваньковича.

Отдельное место в списке занимают здания гимназии Фальковича и училища Хайкина. Именно здесь расположилось первое Правление (ректорат) БГУ, здесь начались первые лекции, открылась дверь университетской библиотеки.

falkovich 
 «Дом № 1» — бывшая гимназия Фальковича

В историю университета здание бывшей гимназии Фальковича вошел как «Первый дом БГУ», или «Дом № 1 БГУ», ведь в нем работал ректор, действовали библиотека и канцелярия, проводились занятия на рабочем факультете. Этот дом стоял на перекрестке улиц Магазинной и Кашарной еще с 1863 г.: его построил для своей семьи купец Сакер. С 1922 г. Магазинная улица (и это знаменательно) получила название Университетской, ведь на ней стояли главные здания БГУ: «Дом № 1» — бывшая гимназия Фальковича, «Дом № 2» — бывшая фабрика «Виктория», «Дом № 3» — бывшее училище Хайкина.

Здание реального училища, которое до революции принадлежало (как и само частное училище) Э. М. Хайкину, примечательно тем, что в его аудиториях начались занятия: как раз здесь 31 октября 1921 г. профессор-историк Д. П. Кончаловский прочитал первую лекцию студентам факультета общественных наук о культуре Средиземноморья в эпоху господства Рима. Этот здание стало местом, где родился университет.

Обе комиссии (Минская и Московская) в течение весны 1919 г. разрабатывали учебные планы, подбирали научно-педагогические кадры, обсуждали структуру будущего университета. Без совместных, активных и настойчивых действий решить множество больших и малых вопросов было невозможно. Поэтому члены комиссии, а это были известные ученые, педагоги, сразу отвергли политические мотивы, и работа развернулась в конструктивном, творческом направлении. Однако оккупация Беларуси польскими войсками летом 1919 г. прервала эту деятельность. Формально комиссии продолжали существовать, но реальных действий в обстоятельствах войны и общей неуверенности, развала, нищеты они не могли осуществлять. Московская комиссия, в конце концов, распалась. Минская же, оказавшаяся на оккупированной поляками территории, сохранилась. Ее члены даже сделали попытку открыть в Минске Высшие курсы университетского типа.

Однако из-за отсутствия средств и научно-педагогических кадров этот замысел не была реализован. Летом 1920 г., после освобождения Минска, комиссия вновь инициировала возобновление работы по открытию университета.

Между тем реальные возможности создания университета находились в Москве. Снова был сделан запрос и получено разрешение на продолжение подготовительных мероприятий. Примечательно, что во время командировки в августе 1920 г. в Москву делегация Минской университетской комиссии (Е. Ф. Карский и др.), продолжавшей свою деятельность при Минском отделе народного просвещения, просила не столько финансово-материальной помощи, сколько «декретирования открытия» БГУ. На эту просьбу начальник Отдела высших школ РСФСР В. Т. Тер-Оганесов дал такой ответ: «Вопрос о декрете, ввиду объявления независимости Белоруссии и сохранения фактической связи ее с Россией, может быть решен...» А заместитель наркома просвещения М. Н. Покровский добавил, что Москва согласна с идеей открытия университета в Минске, но должны быть продемонстрированы возможности «местных сил». Белорусская делегация удовлетворенная вернулась в Минск. Она смогла выяснить «юридическое положение вопроса о декретировании открытия университета в Минске». Наркомпрос России принял решение о возобновлении деятельности Московской комиссии по созданию БГУ.

picheta 
 В. И. Пичета

На заседании Научного секретариата Наркомпроса 18 августа 1920 г. был утвержден ее первоначальный состав, а также было решено придать право кооптации в связи с необходимостью. В комиссию вошли В. И. Пичета, Ф. Ф. Турук, Е. Ф. Карский, В. Т. Тер-Оганесов, Л. С. Минор, Я. Ф. Шиманович.

Во время нескольких следующих «московских командировок» члены Минской комиссии обсудили ряд практических вопросов по организации университета. Одним из наиболее важных совместных решений было принятие постановления от 7 марта 1921 г. о Временном правлении БГУ, права которого давались Московской комиссии. Временное правление БГУ начало действовать в Москве 16 марта 1921 г. с участием Владимира Ивановича Пичеты, Федора Федоровича Турука и Захара Григорьевича Гринберга.

В январе 1921 г. в Минске состоялся губернский съезд работников просвещения и социалистической культуры, на котором присутствовали делегаты от всех уездов Беларуси. Съезд обратился в Наркомпрос республики с предложением считать главной задачей текущего момента «создание Белорусского государственного университета...», который откроет доступ к знаниям «любому грамотному рабочему и крестьянину Белоруссии».

ЦИК ССРБ принял постановление об открытии в Минске университета в составе пяти факультетов (медицинского, общественных наук, сельскохозяйственного, физико-математического и рабочего). На этом заседании присутствовали члены Минской комиссии по организации БГУ, Временного правления БГУ и отдельной комиссии в составе наиболее авторитетных профессоров. Учитывая общий низкий образовательный уровень претендующих на поступление в первый университет, было обращено особое внимание на необходимость скорейшего создания так называемого рабочего факультета, на котором можно было бы подготовить рабоче-крестьянскую молодежь к учебе по университетским специальностям. Таким образом, БГУ сразу брал на себя обязанность не только образовательного и научного, но и высокого социально-культурного направления. О важности этой миссии говорит тот факт, что в специальную комиссию по созданию рабфака вошли представители центральных органов партии и правительства (В. Г. Кнорин, Я. П. Кореневский и др.).

krol 
 М. Б. Кроль

Реальная помощь была получена от тогдашних российских ученых с мировым именем — К. А. Тимирязева, Д.Н. Прянишникова, А. Ф. Фортунатова и др. В конце 1920 г. 12 ученых из Москвы приехали в Минск, чтобы на месте завершить подготовительные работы и обеспечить открытие университета весной 1921 г. В составе этой группы были профессора: историк В. И. Пичета, химик Б. М. Беркенгейм, зоолог Н. М. Кулагин, этнограф М. А. Янчук, медики Л. С. Минор, М. Б. Кроль. Минск поразил их своим разорением, ведь, как потом отметил декан медфака БГУ М. Б. Кроль, это была «многострадальная пограничная полоса, которая служила ареной непосредственных военных действий».

Для оперативного принятия решений по организационным вопросам Комиссариат просвещения действовал через специально созданные «чрезвычайные ударные тройки», а потом «пятерки», которые своим напором дополняли работу инициативных групп профессоров. В такой связке полномочных советских чиновников и элитарной, высокообразованной интеллигенции «старого» закала легче было преодолевать многочисленные барьеры экономического, национального, психологического, культурного характера. Наиболее конкретной стала подготовка к открытию университета после утверждения его Временного правления.

Ряд чисто организационных проблем весной 1921 г. сочетался с задачей осмысления идеи университета вообще: развернулись дискуссии по поводу того, какое место должны занять советские университеты в системе высшего образования. Было мнение, что в их составе необходимо иметь факультеты только прикладного характера (медицинский, агрономический и т. д.), тем временем все, что связано с деятельностью школы, университет сможет обеспечить через общий педагогический факультет.

В конце концов было решено из-за нехватки средств и ограниченных общих возможностей открыть университет в составе медицинского, общественных наук и рабочего факультетов.

Реальность подготовительных действий проявилась только после специального постановления 3-й сессии ЦИК ССРБ от 17 апреля 1921 г., в которой на государственном уровне была зафиксирована необходимость открытия университета в Минске. При ЦИК была создана Университетская комиссия, которая вместе с Временным правлением БГУ занялась конкретизацией всех предыдущих наработок и их реализацией в самой деятельности университета. Коллегия Наркомпроса Белоруссии 8 июля назначила руководство БГУ — Правление, возглавленное ректором, прекрасным историком Владимиром Ивановичем Пичетой. Авторитет В. И. Пичеты как ученого и организатора был неоспоримый. Вместе с ним в составе Правления повели дело университетского образования и науки В. М. Игнатовский, Ф. Ф. Турук, М. Я. Фрумкина. Интересно, что среди этих уважаемых и высокообразованных людей был и студент — представитель рабочего факультета Гиндин.

berk 
  Б. М. Беркенгейм

Первые факультеты возглавили известные в то время ученые. Эти назначения были прерогативой Правления БГУ. Так, первым деканом медфака решением Правления от 31 октября 1921 г. был утвержден профессор Б. М. Беркенгейм. Однако он фактически не приступил к исполнению своих обязанностей, и временно факультетом руководил биолог А. В. Федюшин, которого в скором времени сменил профессор медицины Н. Б. Кроль. С июля 1922 г. короткое время деканом медфака был известный в России ученый С. П. Соколовский, который одновременно возглавил кафедру общей хирургической патологии.

Первым деканом факультета общественных наук (ФОН) стал нарком просвещения ССРБ историк. В.М. Игнатовский (его заместителем был молодой белорусский философ С. Я. Вольфсон). В. М. Игнатовский в конце августа 1922 г. был назначен руководить новым факультетом — педагогическом (его заместители — историк Н. М. Никольский и математик И. С. Петосин), решение об открытии которого было принято Правлением БГУ 26 мая 1922 г. ФОН возглавил С. 3. Каценбоген — профессор социологии. Рабочий факультет был доверен языковеду В. П. Тепину.

bilet 
 Входной билет на торжественное заседание,
посвященное открытию БГУ

Торжественное открытие БГУ прошло 11 июля в здании клуба имени Карла Маркса (Минский городской театр). На этом заседании и профессора, и советские, и партийные лидеры много говорили о необходимости скорейшего открытия БГУ, но не о реальной деятельности университета. Тем более что одновременно нужно было засвидетельствовать годовщину со дня освобождения Минска от польской оккупации. Эта политизированная акция только подвела черту под трудными предыдущими подготовительными работами по созданию БГУ. А они были в основном выполнены: уже существовали учебные планы ФОН и медфака, приобретались книги для библиотеки, интенсивно велись переговоры с возможными кандидатами на должности профессоров и преподавателей, ремонтировались полученные для нужд БГУ здания, шли с 17 июня занятия со 160 рабфаковцами.

Решение об определении 30 октября 1921 г. датой открытия университета было принято на заседании совета факультета общественных наук 16 октября. Тогда же утвердили первые учебные планы двух отделений этого факультета (общественно-экономического и этнолого-лингвистического), решили вопрос о размерах окладов преподавателей, наметили к открытию 9 учебных кабинетов. Но только 29 октября была завершена подготовка расписания занятий и определена дата первой лекции: 31 октября, понедельник, 13.30, актовый зал бывшего училища Хайкина.

Так называемый Акт открытия Белорусского государственного университета произошел в полдень 30 октября 1921 г. (в том же актовом зале) с участием профессоров, преподавателей и студентов, а также партийно-государственного руководства. С докладами выступили ректор В. И. Пичета, профессора И. М. Соловьев (тема «Школа и задачи научной педагогики») и М. Б. Кроль (тема «Мышление и язык»).

В водовороте этих насущных проблем определялся и смысл будущей деятельности Белорусского университета. Национальная самобытность белорусов, их история, культура, государственность как первопричины основания университетского образования на белорусской земле предопределили направления деятельности университета.

 

FaLang translation system by Faboba